Анонсы

Новое в законах

В регионах

Партнёры

Поиск

Точка зрения

Обсуждение проектов

Мария Горячко

5 июня 2017 г.

Мария Горячко [иллюстрация к статье]Мария Горячко - член Экспертного клуба при Общественном совете Минвостокразвития РФ, доцент кафедры экономической и социальной географии России Географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и заведующая вузовской лабораторией регионального анализа

В интервью эксперт поделилась своими взглядами по поводу того, насколько зависимо будущее Дальнего Востока от его социально-экономического прошлого и настоящего.

- Дальний Восток является типичной периферийной территорией с сырьевой ориентацией экономики, которая вряд ли станет полупериферией даже на национальном уровне.

Правительство пытается с помощью преференций ТОРов и Свободного порта стимулировать развитие экономики на Дальнем Востоке, привлечь сюда инвестиции из стран АТР, причем не только в сырьевой сектор, но и в перерабатывающую промышленность. Мария Дмитриевна, как вы считаете, есть ли потенциал у макрорегиона в части индустриального развития, производства продукции с высокой добавленной стоимостью?

При оценке потенциала территории всегда надо принимать во внимание ее географическое положение. Дальний Восток является типичной периферийной территорией с сырьевой ориентацией экономики, которая вряд ли станет полупериферией даже на национальном уровне. Для России он стратегически важен, так как это единственный наш выход в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Последний в силу своего стремительного экономического роста будет определять развитие всей мировой цивилизации в ближайшем будущем. Для АТР российский Дальний Восток - это: и короткий транзитный путь в Америку и Европу, и разнообразные ресурсы, необходимые для действующих производств, и почти нетронутый уголок живой природы в непосредственной близости от густонаселенных и освоенных районов.

Но при всей стратегической значимости Дальнего Востока для России его удаленность от центральных районов страны предопределила его историко-экономическую судьбу: для полноценного развития макрорегиона в контексте Русской цивилизации ему всегда была необходима поддержка государства.

Сегодня, чтобы развивать высокотехнологичные производства на Дальнем Востоке, необходим человеческий капитал. Он же здесь крайне ограничен. Плюс ко всему должны быть инициатива и желание «снизу» заниматься разработками и внедрением в практику новых технологий. Это, в свою очередь, зависит от наличия благоприятных социальных условий в регионе, развитой институциональной среды.

Например, учитывая, что инновационные производства обычно не являются крупными предприятиями, их эффективной деятельности способствовали бы прозрачные и понятные правила игры для малого бизнеса. Если абстрагироваться от сырьевой составляющей, то развитие высокотехнологичных производств возможно рассматривать в южных регионах Дальнего Востока, а северные должны в большей степени сконцентрировать на себе функции научно-исследовательские, например, в направлении исследований Арктики. Направления развития могут быть самыми разными: производство энергосберегающего оборудования, развитие марикультуры, отработка новейших методов технологии шельфовой добычи природных ресурсов, производство технологического оборудования и т.д.

Как вы считаете, удастся ли на Дальнем Востоке создать судостроительный кластер «Звезда» (на базе ТОР «Большой Камень»), способный конкурировать с такими монстрами, как судоверфи Китая, Южной Кореи, Японии?

- Реализация этого проекта, во-первых, невозможна без привлечения иностранных партнеров-инвесторов и их технологий: это позволяет повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и расширить в перспективе рынок сбыта. Во-вторых, создание мощного судостроительного кластера зависит от реализации ряда других региональных проектов. В частности, необходимо освоить северные территории, закрыть потребности в оборудовании, кадрах.

А пока мы можем рассуждать в рамках логики намерений. И здесь все оптимистично: в ТОР «Большой Камень» Приморского края создается первая в России верфь крупнотоннажного судостроения с мощностью переработки до 330 тысяч тонн стали в год. Продуктовую линейку верфи составят высокотехнологичные крупнотоннажные суда, элементы морских и наземных нефтегазовых сооружений, морская техника, суда обслуживающего флота, в том числе ледового класса. Новая верфь должна строить суда любой сложности, характеристик и назначений, в том числе те, которые ранее не производились в России Поэтапный ввод в эксплуатацию всего комплекса производств СК «Звезда» будет завершен в конце 2024 года.

Кстати, в пользу проекта говорит то обстоятельство, что он представляет большой интерес для китайских инвесторов. К примеру, компания China Shipbuilding Industry Corporation участвует в контрактах на строительство и поставку транспортно-передаточного дока для СК «Звезда».

Ваш прогноз в связи с реализацией закона о дальневосточном гектаре. Насколько масcовым и решающим в демографическом плане, по-вашему, будет приток на Дальний Восток из других макрорегионов России?

- Сам закон о дальневосточном гектаре весьма привлекателен, но масштабы миграционного движения населения из регионов европейской части России на Дальний Восток незначительны. И я не вижу пока каких-либо серьезных причин для изменения ситуации. Но данный закон может повлиять на миграцию населения внутри Дальнего Востока. Сами посудите – в силу исторических причин на Дальнем Востоке сложились два центра, концентрирующие большие людские и финансовые ресурсы и обладающие значимым научно-образовательным потенциалом, - это Хабаровск и Владивосток, расположенные в южной части макрорегиона. Кстати, они соперничают между собой за роль крупнейшего города Дальнего Востока.

Оба города обслуживают территорию, равную 36% от площади страны, но с долей населения всего 3,5 % от общероссийского. И несмотря на их лидирующее положение в территориальной структуре Дальнего Востока, Владивосток и Хабаровск не являются развитыми городскими центрами образца, скажем, центральной России. В течение довольно-таки длительного времени (лет двадцать, не меньше) эти два города теряли население, как и макрорегион в целом.

Сегодня же в силу естественного прироста оба города растут по числу жителей, причем Хабаровск имеет более устойчивый потенциал роста (ежегодная прибавка населения 7 тыс. против 4 тыс. во Владивостоке). Причина - демографические колебания и миграционный приток населения из депрессивных районов (чаще, северных) Дальнего Востока. Прибывшие (как правило, это экономически активные и социально адаптированные люди) обычно переселяются не в сами города, а в их пригороды, где развиваются различные формы арендных отношений. И эта категория населения уже пользуется и, наверняка, не преминет делать это и в дальнейшем законом о дальневосточном гектаре.

Сегодня много говорят о логистическом потенциале Дальнего Востока. Но он до сих пор не реализован: маломощные в плане переработки контейнерных грузов порты, все еще не модернизированный Транссиб. Есть ли сегодня у правительства возможности вложиться в портовую и железнодорожную инфраструктуру региона или действенные способы привлечь для этого дела иностранные инвестиции?

- Расширение и ликвидация узких мест должны осуществляться с учетом расчета растущих транспортных потоков в/из регионов Дальнего Востока. Привлечение иностранных инвестиций возможно при условии, что иностранные инвесторы будут заинтересованы в этих проектах по расширению узких мест транспортно-логистической инфраструктуры России. А интересно ли это им, если, к примеру, доля транзита китайских грузов через территории России и Казахстана составляет менее 2%? Широко обсуждаемый проект «Новый Шелковый Путь» пока остается очень туманным – до сих пор отсутствует схема грузоперевозок из Китая в Европу, не решены финансовые вопросы и т.д.

Как Вы оцениваете, в целом, качество управления дальневосточными субъектами РФ? Можно ли среди губернаторов выделить отдельных региональных лидеров, которые наглядно продемонстрировали в последние три-пять лет экономические и социально-экономические достижения?

- Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Последние три-пять лет являются не самыми успешными для российской экономики. На этом фоне оценивать успешность или неуспешность социально-экономического развития того или иного региона крайне сложно. Также, как и качество управления им. Я думаю - более эффективными с экономической точки зрения можно назвать те регионы, где большая часть доходной базы формируется не за счет экспортно-ориентированных отраслей. Но вряд ли это напрямую связано с управленческими способностями региональных лидеров.

По материалам газеты "Золотой рог"