Новое в законах

В регионах

Партнёры

Поиск

Точка зрения

Обсуждение проектов

Обзор изменений законодательства и правоприменительной практики за период с 19 июня по 03 июля 2011 года

3 июля 2011 г.

  1. Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.
  2. Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:
    • во втором чтении
    • в первом чтении.
  3. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.
  4. Правоприменительная практика.
  5. События.

1. Президентом Российской Федерации в период с 19 июня по 03 июля 2011 г. подписаны следующие федеральные законы ↓

 

Номер и наименование законопроекта Краткое содержание

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»

Текст закона »

Федеральным законом закрепляются правовые и организационные основы национальной платежной системы, а также регулируется дея-тельность субъектов национальной платежной системы, определяются требования к организации и функционированию платежных систем, поря-док осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Устанавливаются требования к операторам-кредитным организациям, имеющим право на осуществление перевода денежных средств, их обязанности, а также требования к деятельности операторов услуг платежной инфраструктуры.

Одновременно устанавливаются требования к оператору электронных денег и его обязанности при осуществлении данной деятельности.

Закрепляется следующий перечень организаций, которые, при условии их присоединения к правилам платежной системы, могут являться ее участниками:

  1. операторы по переводу денежных средств, включая операторов электронных денег;
  2. участники финансовых рынков;
  3. органы федерального казначейства;
  4. организации федеральной почтовой связи.

2. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты ↓

2.1. Законопроекты, принятые во втором чтении

Номер и наименование законопроекта Краткое содержание

454517-5

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществле-ния государственного контроля (надзора) и муници-пального контроля

Субъект законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона в положения 62 за-конодательных актов Российской Федерации, регламенти-рующих вопросы государственного контроля (надзора) в области транспорта, связи, строительства, энергетики, сельского хозяйства, естественньк монополий, оборота отдельных видов продукции, рекламы, азартных игр, ми-грации, здравоохранения, защиты прав потребителей, за-щиты государственной тайны, информации и персональ-ных данных, охраны окружающей среды, промышленной, ядерной, радиационной, пожарной, транспортной безопас-ности и в других сферах экономической деятельности, вносятся изменения, предусматривающие:

  • уточнение системы организации государственного контроля (надзора) и уполномоченных на его осуществление федеральных органов исполнительной власти;
  • определение предмета и оснований для проведе-ния плановых и внеплановых проверок;
  • установление ежегодной периодичности плановых проверок за устанавливаемыми и применяемыми субъектами естественных монополий регулируемыми ценами (тарифами), за соблюдением требований ядерной, радиационной, промышленной безопасности;
  • увеличение предельной продолжительности про-ведения проверок;
  • проведение внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления хозяйствующего субъекта о факте проведения проверки, в случаях когда для достижения целей и задач проверки необходимо оперативное проведение контрольных мероприятий.

482215-5

О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах

Субъект законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона определяется по-рядок восстановления сумм налога на добавленную стои-мость по строительно-монтажным работам и товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции) объектов недвижимости, приводящей к изменению их первоначальной стоимости, а также для случаев выбытия товаров, в том числе основных средств, при хищении, недостаче, выявленных в результате инвентаризации.

Для договоров, оплата по которым предусмотрена в рублях, с эквивалентом в иностранной валюте или услов-ных денежных единицах, в целях применения налоговых вычетов иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Банка России на дату принятия на учет соответствующих товаров и услуг без корректировки налоговых вычетов в дальнейшем.

При изменении в сторону уменьшения цен (тари-фов) отгруженных товаров (выполненных работ, услуг) на покупателя возлагается обязанность по выставлению счетов-фактур на сумму разницы между ранее исчисленной суммой налога и его суммой, исчисленной с учетом уменьшения цен.

506954-5

О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Субъект законодательной инициативы: Депутаты Государственной Думы М.Л. Шаккум, И.Н. Руденский и др.

Проектом федерального закона устанавливает упрошенный порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и сохраняет право компании на льготы по выкупу при условии переоформления постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельного участка до 1 января 2012 года.

508184-5

О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"

Субъект законодательной инициативы: Депутаты Государственной Думы Е.А. Федоров, В.А. Головнев и др.

Проектом федерального закона закрепляются ос-новные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках. Субъектами, предоставляющими такую поддержку, являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка.

Оценка эффективности государственной под-держки инновационной деятельности с точки зрения реализации государственной политики в соответствующей области и достижения поставленных целей осуществляется высшими органами управления субъектов, предоставляющих государственную поддержку.

2.2. Законопроекты, принятые в первом чтении

Номер и наименование законопроекта Краткое содержание

544585-5

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 35 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

Субъект законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливается административная и финансовая ответственность грузоотправителя за совершение действий, влекущих нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом, а так же введение и реализация меры обеспечения в виде задержания транспортных средств при совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре

529927-5

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности организации государственного экологического мониторинга

Субъект законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается объединить в единую государственную систему экологического мониторинга все существующие виды мониторинга в области охраны окружающей среды и осуществлять информационное обеспечение ее функционирования посредством ведения единого государственного фонда данных экологического мониторинга.

Также законопроектом вносятся изменения в законодательство в области использования атомной энергии в целях совершенствования регулирования осуществления мониторинга за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации, входящего в качестве подсистемы в систему экологического мониторинга.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по экологической, промышленной и технологической безопасности

557159-5

О хозяйственных партнерствах

Субъект законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляется правовое положение хозяйственного партнерства, права и обязанности его участников, а также порядок его создания, реорганизации и ликвидации.

Помимо прав и обязанностей, предусмотренных данным законопроектом, устанавливается, что иные права и обязанности участника (участников) партнерства, а также права и обязанности лиц, не являющихся участниками партнерства, порядок и сроки их осуществления регулируются соглашением об управлении партнерством, которое заключается при учреждении партнерства.

Указанное соглашение может, в частности, предусматривать: условия формирования складочного капитала, не подлежащие обязательному включению в устав партнерства, в том числе условия о размере, составе, сроках и порядке внесения участниками вкладов, порядке изменения долей участников партнерства в складочном капитале партнерства; права участников партнерства на непропорциональное размеру принадлежащих им в складочном капитале долей участие в управлении партнерством, включая право вето по определенным вопросам, а также права на непропорциональное участие в распределении прибыли и покрытии расходов и различных затрат, связанных с деятельностью партнерства; ограничения прав на свободное отчуждение доли (части доли) в складочном капитале, в том числе случаи однократного или неоднократного применения или неприменения права преимущественной покупки; условия обеспечения конфиденциальности информации об условиях участников партнерства и иных лиц в партнерстве, о содержании его деятельности, а также ответственность за ее нарушение; условия о порядке выхода из партнерства или вступления в него новых партнеров, а также положения об особых правах участников партнерства при выходе из партнерства в зависимости от наступления или ненаступления определенных условий; порядок, сроки и условия вовлечения в деятельность партнерства других юридических и физических лиц; условия, предусматривающие обязанность партнеров или участвующих в соглашении иных лиц, не являющихся участниками партнерства, в течение определенного соглашением срока воздерживаться от конкуренции с партнерством, а также меры ответственности за нарушение таких обязательств; случаи, порядок и условия приобретения партнерством принадлежащих участнику партнерства долей (частей долей) в складочном капитале партнерства; порядок и условия реализации партнерами своих прав и выполнения своих обязанностей, в том числе связанных с участием в управлении партнерством, распоряжением долями участия в партнерстве, включая права участников партнерства требовать продажи иными участниками партнерства всей или части своей доли в партнерстве заранее определенным участникам партнерства или третьим лицам и другие условия.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по корпоративным отношениям

557184-5

Об инвестиционном товариществе

Субъект законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляются особенности регулирования договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (договор инвестиционного товарищества), включая правовое положение и ответственность его участников, порядок установления, изменения или прекращения прав и обязанностей по договору инвестиционного товарищества. Одновременно закрепляются требования к договору инвестиционного товарищества, который должен содержать условия, касающиеся размера, состава, сроков и порядка внесения товарищами вкладов в общее дело, размера и порядка изменения долей каждого из товарищей в общем имуществе, их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов, совокупного размера вкладов, вносимых товарищами в общее дело. Условия указанного договора могут предусматривать осуществление его участниками иной совместной деятельности, за исключением видов деятельности, входящих в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по государственно-частному партнерству и инвестиционной политике

484225-5

О водоснабжении и канализовании

Субъект законодательной инициативы: Депутаты Государственной Думы В.А. Петхин, М.Л. Шаккум и др.

Проект федерального закона устанавливает правовые основы отношений, возникающих в сфере водоснабжения и канализования, принципы государственного регулирования указанной сферы, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, основные права и обязанности организаций водопроводно-канализационного хозяйства и других участников отношений в сфере водоснабжения и канализования. Устанавливается процедура подключения абонентов к централизованным системам водоснабжения и канализования.

Закрепляются особенности тарифного регулирования организаций водопроводно-канализационного хозяйства, а также договоров на оказание услуг по транспортировке воды и оказание услуг по транспортировке сточных вод.

Для каждого вида систем канализования законопроектом предусматривается установление нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, которые не влияют на качество работы конкретной системы канализования. При этом для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, закрепляется обязанность проводить предварительную очистку сточных вод на локальных очистных сооружениях и обеспечивать соответствие состава сбрасываемых сточных вод нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ. В случае, если сточные воды организации не удовлетворяют нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, такая организация обязана разработать план мероприятий по снижению негативного воздействия на водные объекты и централизованные системы канализования, включающий мероприятия по созданию (реконструкции, модернизации) локальных очистных сооружений.

Законопроектом также регулируются особенности взимания платы с организаций водопроводно-канализационного хозяйства за негативное воздействие на водные объекты и с абонентов таких организаций за сверхнормативные сбросы сточных вод.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по экологической, промышленной и технологической безопасности

3. В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты ↓

 

Номер и наименование законопроекта Краткое содержание

558976-5

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совер-шенствования механизмов реализации прав участников хозяйственных обществ на информацию

Субъект законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона акционеры наделяются правом требовать от акционерного общества доступа к документам хозяйственных обществ, находящихся под его прямым или косвенным контролем, с одновременным введением обязанности общества обеспечить акционерам такой доступ.

Одновременно уточняется перечень документов, которые подлежат хранению акционерным обществом, а также перечень документов, подлежащих предоставлению для ознакомления акционерам общества.

Ряд изменений связан с уточнением сроков, касающихся проведения общего собрания акционеров и влияющих на реализацию прав акционеров. Законопроектом уточняются сроки составления списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров. Кроме того, устанавливается пятидневный срок, в течение которого общество обязано по требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров, предоставить копии документов общества. При этом истечение указанного срока не освобождает общество от исполнения данной обязанности после проведения общего собрания акционеров.

Законопроектом уточняется порядок реализации права акционера, совокупная доля которого в уставном капитале общества составляет 10 или более процентов, потребовать проведения внеочередной проверки финансово-хозяйственной деятельности общества аудитором: устанавливается, что такая проверка осуществляется за счет акционера.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по корпоративным отношениям

559740-5

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования законодательства Российской Федерации)

Субъект законодательной инициативы: Президент Российской Федерации

Законопроект предусматривает дополнение Общей части УК РФ статьей 761, регламентиру-ющей основания освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях экономической направленности. Уточняется редакция части первой статьи 171 УК РФ, в соответствии с которой ответственности подлежит лишь предпринимательская деятельность, которая осуществляется без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна. Проектом федерального закона также предлагается статью 188 УК РФ, которая содержится в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», признать утратившей силу, а главу 24 «Преступления против общественной безопасности» дополнить статьей 2261 «Контрабанда», предусматривающей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государ-ствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС предметов, изъятых из гражданского оборо-та или в отношении которых установлены специальные правила перемещения, как то: взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные ядерные материалы, оружие, а также стратегически важные товары, ресурсы, культурные ценности и другие.

Одновременно предлагается дополнить статью 194 УК РФ новыми частями, предусматрива-ющими ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей при наличии таких квалифицирующих признаков, как совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или по-граничный контроль, и организованной группой.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитете РСПП по защите собственности и развитию конкуренции

556576-5

О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Субъект законодательной инициативы: Депутат Государственной Думы П.В.Крашенинников

Проектом федерального закона закрепляется обязанность юридических лиц (индивидуальных предпринимателей):

  • в течение трех рабочих дней уведомить регистрирующий органа по месту своего нахождения (жительства) об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), и в течение десяти рабочих дней с момента направления соответствующего уведомления представить документы, подтверждающие изменение таких сведений;
  • в течение трех рабочих дней уведомить регистрирующий органа по месту своего нахождения о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, и в течение десяти рабочих дней с момента направления такого уведомления направить решение о реорганизации.

Для внесения изменений в ЕГРЮЛ, касающихся сведений об уменьшении уставного капитала акционерного общества, необходимые документы должны быть представлены в течение десяти рабочих дней после даты принятия решения об уменьшении уставного капитала.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по корпоративным отношениям

556576-5

О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правоарушениях (в части дифференциации ответственности за несоблюдение установленного порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций

Субъект законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона дифференцируется ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций:

- нарушение установленных сроков представления на срок до десяти дней влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;

- нарушение установленных сроков представления на срок от десяти до тридцати дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;

- нарушении установленных сроков представления на срок от тридцати дней и более влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти ты-сяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание: Проект федерального закона поддерживается РСПП

567405-5

О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Субъект законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливаются следующие размеры административного штрафа:

- за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в отношении должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, юридиче-ских лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;

- за непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликви-дации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуа-ции сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций, в отношении должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Одновременно за невыполнение условий эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, специальной техники и имущества гражданской обороны предусматривается наложение административного штрафа в размере: на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

За невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера устанавливается административный штраф в размере: на должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц от ста ты-сяч до двухсот тысяч рублей.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по экологической, промышленной и технологической безопасности

4. Правоприменительная практика ↓

22 июня 2011 года опубликовано решение Верховного Суда РФ о признании незаконной нормы абзаца второго пункта 1 Инструкции Мини-стерства финансов Российской Федерации от 14 января 1967 г. № 17 «О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», запрещающей предприятиям (организациям, учреждениям) выдавать доверенности лицам, которые не являются их работниками.

Подробнее »

Высшим Арбитражным Судом РФ размещены на сайте следующие проекты постановлений Пленума ВАС РФ: «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» и «О некоторых вопросах разрешения споров, вытекающих из обязательств о передаче недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем».

Подробнее »

5. События ↓

29 июня 2011 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил в Правительство Российской Федерации предложения РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий».

1 июля 2011 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Министру финансов РФ А.Л.Кудрину предложения по формированию рабочей груп-пы с участием представителей Минфина России и РСПП с целью пересмотра базовых страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Высшим Арбитражным Судом РФ размещены на сайте следующие проекты постановлений Пленума ВАС РФ: «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» и «О некоторых вопросах разрешения споров, вытекающих из обязательств о передаче недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем».

Файлы