Новое в законах

В регионах

Партнёры

Поиск

Точка зрения

Обсуждение проектов

Обзор изменений законодательства и правоприменительной практики за период с 18 октября по 12 ноября 2010 года

18 ноября 2010 г.

  1. Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.
  2. Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:
    • в третьем чтении
    • во втором чтении
    • в первом чтении.
  3. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.
  4. Правоприменительная практика.
  5. События.

1. Президентом Российской Федерации в период с 18 октября по 12 ноября 2010 г. подписаны следующие федеральные законы ↓

 

Номер и наименование законопроектаКраткое содержание

Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности»

Текст закона »

Федеральным законом определяется порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при экспорте товаров (работ, услуг), осуществляемом по внешнеторговым бартерным сделкам с неввозом, в том числе - на условиях исполнения обязательств по данным внешнеторговым сделкам третьими лицами, а также порядок осуществления процедуры таких сделок.

2. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты ↓

2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении

Номер и наименование законопроектаКраткое содержание

323173-5

О внесении изменений в статьи 76 и 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации

Субъект законодательной инициативы: Депутаты Государственной Думы П.А.Медведев, Р.В.Кармазина

Проект федерального закона увеличивает до 3-х дней, с момента получения от налогового органа решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, срок предоставления банком информации в налоговые органы об остатках денежных средств налогоплательщика на его счетах в банке.

394581-5

О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Субъект законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации

Проект федерального закона устанавливает сниженный до 2% от начальной (максимальной) цены контракта предельный размер обеспечения заявки на участие в торгах, который может применить заказчик при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, проводимых среди субъектов малого предпринимательства.

373426-5

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля

Субъект законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации

Проект федерального закона закрепляет обязанность кредитных организаций предоставлять органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, налоговым органам и таможенным органам, как агентам валютного контроля, информацию, связанную с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, предусмотренную Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле". На Центральный банк РФ возложена координация взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля. Законопроектом закреплены исчерпывающий перечень документов, предоставляемых агентами валютного контроля таможенным и налоговым органам по их запросам, а также требования к содержанию таких запросов. При этом срок исполнения указанных запросов должен составлять не менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

2.1. Законопроекты, принятые во втором чтении

Номер и наименование законопроектаКраткое содержание

389032-5

О таможенном регулировании в Российской Федерации

Субъект законодательной инициативы: Депутаты Государственной Думы О.В.Морозов, Ю.В.Васильев и др.

Проект федерального закона закрепляет основные принципы перемещения товаров при их ввозе в Российскую Федерацию, вывозе из Российской Федерации и перевозке по территории Российской Федерации под таможенным контролем, правила определения страны происхождения товара, порядок применения таможенных процедур в условиях функционирования таможенного союза.

Законопроектом устанавливаются упрощенные процедуры при экспорте товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, импорте высокотехнологичного оборудования и других товаров для развития производства в России. Одновременно упрощаются таможенные процедуры для уполномоченного экономического оператора (завершение процедуры доставки у уполномоченного экономического оператора, выпуск товара до подачи декларации).

Кроме того, упрощается порядок международного обмена научными и коммерческими образцами, ввоза запасных частей для ремонта транспортных средств иностранного производства.

2.2. Законопроекты, принятые в первом чтении

Номер и наименование законопроектаКраткое содержание

374483-5

О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О связи"

Субъект законодательной инициативы: Депутаты Государственной Думы В.Л.Горбачев, Р.В.Кармазина

Проект федерального закона закрепляет порядок присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения, предусматривающий принятие решения о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также по другим обращениям граждан федеральным органом исполнительной власти в области связи в срок не позднее чем через тридцать дней со дня обращения.

Письменное уведомление о принятом решении направляется заявителю не позднее десяти дней со дня принятия решения.

Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов подготавливается к выдаче федеральным органом исполнительной власти в области связи в течение тридцати дней со дня принятия решения.

Одновременно устанавливается упрощенный порядок переоформления на правопреемника разрешений на использование радиочастотного спектра при реорганизации юридических лиц для случаев переоформления разрешений на использование радиочастотного спектра на правопреемника без изменений условий, установленных при выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов реорганизованному юридическому лицу.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по телекоммуникационным и информационным технологиям

381988-5

О внесении изменения в статью 258 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Субъект законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливается сокращенный срок амортизации для следующих видов нематериальных активов:

 

  • исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для ЭВМ, базы данных, а также секреты производства (ноу-хау).

 

Срок амортизации по данным нематериальным активам устанавливается налогоплательщиком самостоятельно, но не менее двух лет.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по бюджетной и налоговой политике

418806-5

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Субъект законодательной инициативы: Депутаты Государственной Думы В.Н.Плигин, Т.Н.Москалькова

Проектом федерального закона для иностранных граждан и лиц без гражданства – членов семьи иностранного гражданина, являющегося высококвалифицированным специалистом и осуществляющего трудовую деятельность, закрепляется право продления виз, выданных на срок действия виз такого гражданина, в случае продления визы сопровождаемого гражданина. Одновременно временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин, являющийся высококвалифицированным специалистом, в установленном порядке поставленный на миграционный учет по месту жительства (пребывания) в Российской Федерации, в случае его передвижения по территории Российской Федерации и при прибытии в новое место пребывания в течение срока, не превышающего 30 дней, освобождается от обязанности совершения необходимых действий, связанных с его постановкой на учет по данному новому месту пребывания.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям

410953-5

О внесении изменения в статью 145-1 Уголовного кодекса Российской Федерации

Субъект законодательной инициативы: Президент Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливается ответственность руководителя организации, работодателя - физического лица или иного лица, уполномоченного на принятие решения о выплате, за частичную невыплату свыше двух месяцев заработной платы в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года; за полную невыплату заработной платы свыше двух месяцев, либо выплату заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда – штрафа в размере от ста до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям

392729-5

О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков

Субъект законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляются определение консолидированной группы налогоплательщиков, условия и требования, соблюдение которых необходимо при создании такой группы налогоплательщиков, а также требования к договору о создании указанной группы налогоплательщиков. Консолидированная группа налогоплательщиков может создаваться не менее чем на два календарных года. Одновременно устанавливается перечень оснований отказа налогового органа в регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Законодательно закрепляются права и обязанности ответственного участника и других участников консолидированной группы налогоплательщиков, особенности определения стоимости амортизируемого имущества, методов и порядка расчета сумм амортизации для участников консолидированной группы налогоплательщиков; особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков; особенности определения налоговой базы и переноса убытков на будущее при прекращении действия консолидированной группы налогоплательщиков (после выхода налогоплательщика из состава консолидированной группы налогоплательщиков); порядок определения налоговой базы по доходам участника консолидированной группы налогоплательщиков (доли консолидированной налоговой базы); особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков и др.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по бюджетной и налоговой политике

433098-5

О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

Субъект законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных по трудовым договорам и по гражданско-правовым договорам закрепляются в качестве объекта обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

За базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принимается сумма данных выплат и иных вознаграждений.

Одновременно закрепляется порядок расчета базы для начисления страховых взносов, а также виды выплат, неподлежащих обложению страховыми взносами.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию

416838-5

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации

Субъект законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляются полномочия подразделений таможенных органов по осуществлению в пунктах пропуска транспортного контроля в полном объеме, а в части осуществления карантинного фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-карантинного контроля полномочия по проверке документов при прибытии товаров на территорию Российской Федерации с принятием решения о возможности пропуска транспортного средства и ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации с целью их дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита либо об их немедленном вывозе с территории Российской Федерации или о направлении в специально оборудованные и оснащенные места в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления досмотра товаров должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО

435917-5

Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам

Субъект законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливается обязанность перевозчика по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда пассажирам при перевозке на всех видах транспорта, для которых действует соответствующий транспортный устав или кодекс, а также при перевозке на скоростном внеуличном транспорте, в том числе на метрополитене. Одновременно закрепляются в качестве обязательных требований к договору обязательного страхования размеры страховые суммы:

 

  1. по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни потерпевшего - в размере не менее двух миллионов двадцати пяти тысяч рублей на каждого потерпевшего;
  2. по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью потерпевшего - в размере не менее двух миллионов рублей на каждого потерпевшего;
  3. по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего - в размере не менее двадцати трех тысяч рублей на каждого потерпевшего.

 

Правительством РФ устанавливаются предельные уровни страховых тарифов (минимальный и максимальный) в зависимости от вида транспорта, при этом, страховая премия по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется как произведение количества пассажиров, страховой суммы по этому риску, указанной в договоре обязательного страхования и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре

436233-5

О сельскохозяйственном страхова-нии, осуществляемом с государственной поддержкой

Субъект законодательной инициативы: Члены Совета Федерации Г.А.Горбунов, И.Н.Егоров; Депутаты Государственной Думы В.П.Денисов, Г.В.Кулик и др.

Проектом федерального закона устанавливает основные принципы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, порядок и условия оказания государственной поддержки. Закрепляются объекты сельскохозяйственного страхования; виды страховых рисков; порядок определения размеров страховой стоимости и страховой выплаты.

Одновременно устанавливается обязанность страховщиков формировать страховые резервы по сельскохозяйственному страхованию от других видов страхования в порядке, установленном органом страхового регулирования. Закрепляются особенности правового положения объединений страховщиков сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственным участием.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП  по агропромышленному комплексу

3. В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты ↓

 

Номер и наименование законопроектаКраткое содержание

448864-5

О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности

Субъект законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации

Проект федерального закона устанавливает право налогоплательщика равномерно включать расходы на НИОКР, учитываемые в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, в состав прочих расходов в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ). Законопроектом закрепляется перечень статей расходов (заработная плата персонала, амортизационные начисления, материальные и прочие расходы), относимых к расходам на НИОКР для целей налогообложения прибыли организаций. Налогоплательщики, использующие данный механизм, должны будут представлять в налоговый орган по месту своего учета отчет о выполненных НИОКР, оформленный в соответствии требованиями, установленными национальным стандартом (Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.32-2001). Налоговым органом может быть назначена экспертиза данного отчета в порядке, предусмотренном статьей 95 Налогового кодекса РФ. Одновременно закрепляется право налогоплательщика формировать резервы предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в соответствии с порядком, устанавливаемым законопроектом.

Освобождаются от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц доходы, полученные при реализации акций российских организаций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а также ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг в секторах инновационных отраслей экономики, при условии, что на дату реализации или иного выбытия, в том числе погашения, таких ценных бумаг они непрерывно находились в собственности налогоплательщика более 5 лет. Порядок отнесения ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики устанавливается Правительством РФ.

С 1 января 2011 года предоставляются льготы по налогу на имущество организаций сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Примечание: Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по бюджетной и налоговой политике

4. Правоприменительная практика ↓

8 ноября 2010 года Высший Арбитражный Суд РФ опубликовал информационное письмо от 20 октября 2010 г № 141 «О некоторых вопросах применения положений статьи 319 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Указанным письмом Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ проинформировал арбитражные суды о выработанных рекомендациях, в частности:

  • в соответствии со статьёй 319 ГК РФ сумма произведённого платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, при отсутствии иного соглашения погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем - проценты, а в оставшейся части - основную сумму долга;
  • указание должником в платёжном документе назначения уплачиваемой им суммы (например, возврат основной суммы долга по кредитному договору) само по себе не имеет значения при определении порядка погашения его обязательств перед кредитором, которое осуществляется по правилам статьи 319 ГК РФ;
  • норма статьи 319 ГК РФ не регулирует отношения, связанные с привлечением должника к ответственности за нарушение обязательства (глава 25 ГК РФ), а определяет порядок исполнения денежного обязательства, которое должник принял на себя при заключении договора;
  • Соглашение, предусматривающее, что при исполнении должником денежного обязательства не в полном объёме требования об уплате неустойки, процентов, предусмотренных статьёй 395 ГК РФ, или иные связанные с нарушением обязательства требования погашаются ранее требований, названных в статье 319 ГК РФ, противоречит смыслу данной статьи и является ничтожным (статья 168 ГК РФ).

5. События ↓

2 ноября 2010 года состоялось расширенное заседание Комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике с участием Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности, посвященное внесению изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков.

Подробнее »

1 ноября 2010 года Президент РСПП А.Н. Шохин принял участие в совещании у первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И.Шувалова по вопросу «О мерах по переоформлению прав на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, и стимулированию собственников объектов недвижимости к своевременному осуществлению ее государственной регистрации.

29 октября 2010 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил обращение Министру экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной в связи с вступлением в силу с 1 января 2011 г. Федерального закона от 23.07.2010г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях и Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Файлы