Новое в законах

В регионах

Партнёры

Поиск

Точка зрения

Обсуждение проектов

Третий Дальневосточный международный экономический форум

30 сентября 2008 г.

Александр ШохинВ основе процветания — партнерство
Проблемы развития Дальнего Востока необходимо решать комплексно

Интенсивное развитие востока России и улучшение качества жизни дальневосточников возможно только при условии плотного сотрудничества бизнеса и власти. Об этом на Третьем Дальневосточном международном экономическом форуме говорил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

По словам президента РСПП, сегодня именно на Дальний Восток — часть России, обладающую уникальными природными ресурсами и географическим положением, возложены большие надежды не только государства, но и бизнеса. В перспективе Дальневосточный федеральный округ может стать центром притяжения как для российских инвесторов, так и для компаний из быстроразвивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако пока динамичному развитию региона мешает ряд специфических проблем. В ходе своего выступления на пленарном заседании форума Александр Шохин подробно остановился на наиболее сложных из них.
Важнейшим фактором, препятствующим социально-экономической стабильности, он назвал географическое положение региона, которое, с одной стороны, ведет к определенной оторванности его от центральной и европейской части России, а с другой — к достаточно сильной зависимости от приграничных стран. По мнению Александра Николаевича, сегодня в регионе экономические связи с ближайшими иностранными соседями зачастую являются более крепкими и активными, чем с другими территориями России.
Экономические процессы сдерживает также неразвитость инфраструктуры. Эта общая для России проблема многократно обостряется в регионе из-за сложных географических и климатических условий, неравномерного развития территорий и некоторых исторических особенностей. В результате «анклавность» Дальнего Востока еще более усиливается, а преимущества географического положения не используются.
— Несколько веков назад дорога, проходившая гораздо южнее, называлась Великим шелковым путем. Если мы не приложим значительные усилия, новый «шелковый путь» пройдет мимо нас, — отметил Александр Шохин.
Нельзя закрывать глаза и на острую инвестиционную проблему. Сегодня объем инвестиций в регион составляет всего шесть процентов от общероссийского, причем структура их отличается неравномерным распределением и специфичной направленностью. Существенный объем иностранных инвестиций имеет место только на Сахалине и в Республике Саха (Якутия), да и то благодаря масштабным энергетическим проектам.
Уровень жизни на Дальнем Востоке значительно ниже, чем в среднем по России, а климатические условия куда более тяжелые, поэтому неудивительно, что, с одной стороны, наблюдается серьезный миграционный отток квалифицированных кадров или, в лучшем случае, их концентрация вокруг региональных центров, а с другой — приток дешевой рабочей силы из приграничных государств. Как следствие — меняется демографическая структура региона.
Критически важной проблемой президент РСПП назвал и неэффективное недропользование. Он особо отметил, что на территории Дальнего Востока сосредоточена уникальная минерально-сырьевая база, однако уровень геологической разведки здесь находится на низком уровне. Да и качество переработки извлекаемых ресурсов ни по каким параметрам не соответствует потенциальным возможностям и уровню развития современных технологий. А ведь создание предприятий по глубокой переработке сырья стало бы локомотивом роста для региональной экономики. На эти факты, кстати, в своих выступлениях обратили внимание и спикер Государственной думы РФ Борис Грызлов и губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев.
Очевидно, что все перечисленные проблемы взаимосвязаны и носят глобальный характер, а потому их решение по отдельности невозможно. Необходим комплексный, системный подход к сложившейся ситуации.
Как считает Александр Шохин, второе дыхание экономика региона получит в случае строительства на Дальнем Востоке крупных инфраструктурных объектов, таких как новые автомобильные и железные дороги, разгрузочные и складские терминалы, аэровокзалы и морские порты, объекты энергетики. Развитие инфраструктуры приведет к формированию «единого территориального пространства», укреплению связей с другими регионами России и странами АТР. Только тогда регион будет обладать всеми шансами превратиться в крупнейший транзитный центр, интегрированный в отечественную и мировую экономику. Безусловно, ключевым форматом деятельности в этом направлении должно стать государственно-частное партнерство, сочетающее в себе эффективность рынка и долгосрочную стратегическую ориентированность государства. В регионе жизненно необходимо создавать условия, в том числе и законодательные, для привлечения инвестиций и инновационных технологий. Следует активнее привлекать сюда средства инвестиционного фонда и других институтов развития для поддержки проектов, ориентированных на высокотехнологичные секторы экономики, в том числе и несырьевые производства. Учитывая перспективу формирования крупнейшего транзитного узла, реализация высокотехнологичной продукции не будет иметь серьезных препятствий, связанных с отдаленным местоположением. Более того, развитие инфраструктуры и производства значительно увеличит количество рабочих мест в регионе, смягчив тем самым жесткую демографическую ситуацию. В выполнении этой задачи первостепенная роль отводится бизнесу, именно на его плечи ложится подготовка и выполнение подобных проектов.
На Востоке России существует немало возможностей для организации предприятий со смешанным — российским и иностранным — капиталом, которые бы специализировались на добыче ресурсов и производстве продукции с высокой добавленной стоимостью. Активное привлечение зарубежных и отечественных компаний к освоению региона — залог его успешного и устойчивого развития, основа для экономического прорыва.
Развитие туризма — еще одна потенциальная точка экономического роста. Регион обладает уникальными природными и рекреационными возможностями, но об этом, к сожалению, пока немногие знают. Безусловно, в сфере туризма бизнес сможет реализовать множество интересных проектов.
Пожалуй, сложнее всего добиться успеха в демографической и миграционной сфере. Здесь, по мнению Александра Шохина, важна долгосрочная перспектива, в стратегии развития региона должна быть четко прописана концепция улучшения демографической ситуации. В этом вопросе особое внимание следует уделить социальной инфраструктуре. Условия жизни должны быть комфортными, а зарплаты конкурентными, тогда растущий спрос на квалифицированную рабочую силу со стороны перспективно развивающегося региона будет удовлетворен за счет миграционного притока из европейской части страны и стран АТР.
На каком уровне сегодня находится партнерство бизнеса и государства в Дальневосточном округе? Об этом речь шла на заседании координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей, которое проходило в рамках форума. Участники заседания — руководители региональных отделений РСПП, предприниматели и представители власти — рассказали Александру Шохину о том, как складывается сотрудничество бизнес-сообщества и властных структур в субъектах округа. Как выяснилось, неравномерно.
Пожалуй, наиболее динамично диалог предпринимательских структур и властных кругов выстраивается в Хабаровском крае. Как сообщил председатель краевого союза работодателей, генеральный директор Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения, член правления РСПП Александр Пекарш, правительство края старается использовать все механизмы, способствующие интенсивному социально-экономическому развитию территории. Именно поэтому бизнес-сообществу не приходится «со скрипом» проталкивать свои идеи. Более того, местная власть зачастую сама выступает инициатором совместных проектов.

Владимир ЧЕРНЫШОВ.